Урок – тренинг «Решение генетических задач»
Архипова Е.Ф. МОУ "СОШ № 38" г. Чебоксары
Цели: закрепить знания о закономерностях наследования признаков у растений, животных и человека;
способствовать развитию понятий о мейозе как цитологической основа наследственности, генах и хромосомах как материальных носителях наследственности;
продолжить формирование умений решать генетические задачи самостоятельно и осмысленно.
Задачи: повторить теоретический материал по генетике;
создать проблемную ситуацию;
закрепить навыки по решению генетических задач;
привить навыки по составлению условий задач.
Оборудование: тесты по теме «Генетика», наборы карточек с текстами задач, презентация к уроку.
Ход урока.
I. Вводное слово учителя.
- Генетические знания нужны в настоящее время многим специалистам – биологам, экологам, врачам, биотехнологам, селекционерам, зоотехникам и ветеринарам. Помимо владения теоретическими знаниями важно уметь применять их на практике в частности при решении генетических задач. Решение задач не должно быть самоцелью, это способ усвоения теоретических основ генетики. Решение задач позволяет сочетать абстрактное с конкретным, теоретические обобщения с фактическим материалом.
II.Повторение теоретического материала по теме «Генетика»
Блиц-опрос:
1) Что служит предметом изучения генетики?
2) Что такое наследственность?
3) Что такое изменчивость?
4) Какие существуют формы изменчивости?
5) Как называют совокупность признаков и свойств организма, передающихся по наследству?
6) Что такое фенотип?
7) Какая разница между гомозиготой и гетерозиготой?
8) В какие годы и в какой стране жил и работал Г. Мендель, и на каких растениях проводил он свои опыты?
9) При каком способе опыления были получены Г. Менделем гибриды первого поколения и что для них характерно?
10) Единообразны ли по генотипу или по фенотипу гибриды первого поколения в опытах Г Менделя?
11) При каком способе опыления были получены гибриды второго поколения?
12) Что значит полное и неполное доминирование при моногибридном скрещивании?
13)Какие гены называют аллельными?
14)Являются ли у семян гороха гены желтой окраски и гладкой поверхности аллельными?
15) Как распределяются неаллельные несцепленные гены у гибридов второго поколения?
Тестирование.
1.По каким признакам Г. Мендель избрал горох объектом своих исследований
(перекрестноопыляющийся, самоопыляющийся; однолетник, многолетник; имеющий контрастные или сглаженные признаки)?
2. Сколько альтернативных признаков учитывается при моногибридном скрещивании
(один, два, три, четыре и более)?
3. В каком случае выделяют признаки доминантные и рецессивные
(сходство, контрастность, неодновременность проявления)?
4. Как называются признаки гибрида, проявляющиеся в первом поколении
(доминантные, рецессивные)?
5. Как называется зигота, из которой развиваются гибриды первого поколения
(гомозигота, гетерозигота)?
6. Какие гаметы образуются у гибридов первого поколения – гибридные или негибридные
(чистые, нечистые)?
7. Какой способ опыления применял Г. Мендель для получения гибридов второго поколения
(перекрестное, самоопыление, искусственное опыление)?
8. Какие признаки являются парными
(желтый и зеленый цвет; желтый цвет и гладкая поверхность; гладкая и морщинистая поверхность)?
9. Где расположены гены парных признаков при дигибридном скрещивании
(одна хромосома, разные хромосомы)?
10. Где расположены аллельные гены
(одна хромосома, разные хромосомы)?
III. Постановка проблемного вопроса.
- Рассмотрим пример из жизни описанного в книге Николая Павловича Бочкова «Гены и судьбы».
«…Однажды на пороге моего кабинета появился молодой, приятной наружности человек. Как выяснилось чуть позже, человек очень талантливый. Привела его ко мне тревога. Дело в том, что в возрасте 3,5 лет у него скончался первый ребенок. Родился он в срок, нормального веса, отлично развивался, рост 52 см. И вдруг с 5-6 месяцев малыша словно подменили. Едва научившись улыбаться, он «позабыл», как это делается. Ему стало трудно держать головку. И уже через 2-3 месяца детские невропатологи констатировали болезнь Тея-Сакса. Суть ее в том, что врожденные генетические нарушения в организме привели к демиелинизации нервных волокон, т.е. миелиновые оболочки, которыми покрыты нервы, начали распадаться, растворяться. В общем, в 3,5 года ребенка не стало. Горе непоправимое! Природа же способна еще и многократно воспроизвести ту беду. И только потому, что когда-то в каких-то давно минувших коленах родословных обоих супругов в молекулярный аппарат наследственности была вписана программа разрушения миелина. До поры до времени она бездействовала, минуя одно, второе, третье поколения, и вдруг, в силу встречи супругов с одинаковыми генами и унаследования этой программы ребенком от обоих родителей, получила приказ включиться. Что из этого вышло – теперь стало известно. Но потерявший сына отец хотел знать еще и другое: ожидает ли его последующих детей такая же участь? Могут они с супругой рассчитывать на счастье отцовства и материнства? Подарила ли им судьба счастливый шанс? Вот что хотел он услышать от специалиста по медицинской генетике». - Как вы думаете, что сказал специалист по медицинской генетике этому мужчине? Какие объяснения привел в доказательство своих слов?
Учащиеся рассуждают, записывают схему скрещивания и делают выводы.
Решение:
Запись брака Р ♀ здорова X ♂ здоров
F1 сын – болезнь Тея-Сакса
1)Мужчина и женщина здоровы, но у них родился больной сын, следовательно, они гетерозиготы, а ген, ответственный за развитие болезни, рецессивен.
Р ♀ Аа X ♂ Аа
здорова здоров
Г А, а А, а
F1 АА, Аа, Аа, аа
1) здоров здоров здоров болен
25% 25% 25% 25%
2)Вероятность появления больного ребенка 25%.
- Обратимся вновь к тексту книги.
«Я не зря употребил слово «шанс». Именно этот термин, широко известный любителям карточной игры, больше всего подходит для передачи драматической ситуации сложившейся в семье консультируемого. Конечно, можно было бы обнадёжить молодого отца, посулить надежду. Но … нет ничего страшнее, чем ложь человека, обязанного говорить правду. Каждое отступление от неё чревато новым горем. Только правда даёт возможность вычислить будущее такой семьи. Правда же в данном случае заключалось в том что риск повторения данной наследственной болезни в семье составлял 25%(вспомните закон Менделя 1:3). Риск этот считается высоким, и потому в подобных ситуациях рекомендуется отказаться от деторождения. Так что я мог сказать единственное: риск слишком велик, не советую… На том мы и расстались. А через 3 года он вместе с женой вновь пришел на МГК. И вновь привела его беда. Как выяснилось, в страстном желании обойти судьбу они усомнились в правомочности моего совета и обратились к другому профессору, я бы сказал, «модному» клиницисту. А тот, что-то, когда- то слышавший о Менделе и его законах и интерпретировал их так, как того больше всего хотели родители: - Да, - сказал он, - болезнь наследственная. Но у вас уже был один больной ребенок. Значит, следующие три окажутся здоровыми, рожайте. В подтверждение своей правоты он даже привел все тот же закон Менделя, потому что смутно помнил, что генотип действительно говорил о расщеплении признаков как 1:3. Невежественность специалиста обернулась для семьи новой драмой. В момент вторичного консультирования в нашем институте у них снова был 1,5 годовалый сын, «разучившийся» улыбаться и держать головку. - Неужели нельзя хоть как-то помочь нашей семье?- в отчаянии спрашивали они меня. Увы, в тот момент мы были еще бессильны это сделать».
IV. Тренинг «Решение генетических задач».
Для дальнейшей работы на уроке учащимся предлагаются карточки с текстами генетических задач.
Индивидуальная работа по карточкам.
Учитель оказывает дифференцированную помощь учащимся при решении задач.
Карточка №1
Решите генетические задачи, выполнив запись схемы скрещивания (брака) в соответствии с требованиями по оформлению. Мысленно подробно излагайте весь ход рассуждений по решению задачи, с обязательным логическим обоснованием каждого вывода. После решения не забудьте написать ответ.
Задача № 1. Каковы генотипы гибридов первого поколения, полученные в результате опыления гомозиготного раннеспелого (В) растения ячменя пыльцой позднеспелого, и соотношение генотипов и фенотипов в при скрещивании гибридов ?
Задача № 2. У овса устойчивость к ржавчине доминирует над восприимчивостью (в) к этой болезни. Какими окажутся генотипы гибридов в от скрещивания восприимчивого к ржавчине овса с гомозиготным устойчивым растением, каким будет соотношение генотипов и фенотипов в F1 и F2 ?
Задача № 3. В семье у здоровых родителей родился ребенок с признаками одной из форм агаммаглобулинемии (почти полное отсутствие лимфатической ткани, потеря иммунитета). Какова вероятность рождения здорового ребёнка в этой семье?
Задача № 4. Кохинуровые норки (светлая окраска с черным крестом на спине) получаются в результате скрещивания белых норок с темными. Скрещивания между собой белых норок даёт белое потомство, а скрещивания между собой темных - темное. Какое потомство возникнет при скрещивании между собой кохинуровых норок? Какое потомство возникнет от скрещивания кохинуровых норок с белыми?
Карточка № 2 Решите генетические задачи, выполнив запись схемы скрещивания (брака) в соответствии с требованиями по оформлению. Мысленно подробно излагайте весь ход рассуждений по решению задачи, с обязательным логическим обоснованием каждого вывода. После решения не забудьте написать ответ.
Задача № 1. Какие зёрна пшеницы окажутся у гибридов от скрещивания гомозиготных растений со стекловидными зёрнами - (А) с растениями, имеющие мучнистые – (а) зёрна, и каково соотношение генотипов и фенотипов в при скрещивании гибридов ?
Задача № 2. Какие генотипы родительской пары растений овса, если половина их потомства имеет короткий, а половина – длинный (а) стебель. Какой фенотип и генотип гибридов можно ожидать от скрещивания двух гетерозиготных растений из F1 ?
Задача № 3. От брака светловолосого и светлоглазого мужчины с тёмноволосой и тёмноглазой женщиной появились два ребёнка: один темноглазый и светловолосый, а другой – светлоглазый и темноволосый. Определить генотипы всех членов семьи.
Задача № 4. Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники- с белыми ягодами. В результате скрещивания обоих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Какое потомство возникает при скрещивании между собой гибридных растений земляники с розовыми ягодами? Какое потомство получается, если опылить красноплодную землянику пыльцой гибридной земляники с розовыми ягодами?
Карточка №3 Решите генетические задачи, выполнив запись схемы скрещивания (брака) в соответствии с требованиями по оформлению. Мысленно подробно излагайте весь ход рассуждений по решению задачи, с обязательным логическим обоснованием каждого вывода. После решения не забудьте написать ответ.
Задача № 1. Фенилкетонурия (нарушение обмена аминокислоты – фенилаланина) наследуется как рецессивный признак. Муж гетерозиготен по гену фенилкетонурии, а жена гомозиготна по доминантному аллелю этого гена. Какова вероятность рождения у них больного ребёнка?
Задача № 2 При скрещивании тёмных морских свинок (шиншилла) с белыми (альбинос) получаются гибриды с промежуточным (полутёмной) окраской. Какое потомство получится в результате скрещивания гибрида с альбиносом?
Задача № 3. У овса иммунность (невосприимчивость) к ржавчине доминирует над поражаемостью этой болезнью. Какими окажутся гибриды от скрещивания, порождаемого ржавчиной овса с гомозиготным иммунным? Каким будет второе поколение? Что получится скрестить между собой поражаемые ржавчиной растения из поколения ? Перечислите все формы, которые могут возникнуть от скрещивания одного из иммунных представителей с F1?
Задача № 4. У овец некоторых пород среди животных с ушами нормальной длины (мы их будем называть длинноухими) встречаются и полностью безухими. При скрещивании длинноухих между собой, а также безухих между собой получается потомство, сходное по этому признаку с родителями. Гибриды же между длинноухими и безухими имеют короткие уши. Какое потомство получиться при скрещивании таких гибридов между собой? А в результате скрещивания такого гибрида с безухой особью?
V. Домашнее задание. Придумать и решить 2 задачи на применение I и II законов Менделя.