Программа элективного курса «Генетика и планирование семьи»
( 10-11 классы)
Архипова Е. Ф.
учитель биологии высшей категории СОШ №38г. Чебоксары.
Пояснительная записка
Элективный курс «Генетика и планирование семьи» составлен для учащихся 10-11-ых классов в рамках «Концепции модернизации российского образования», вводимого в современную школу.
Курс направлен на развитие у школьников интереса к биологии, к собственному репродуктивному здоровью и вопросам планирования здоровой и полноценной семьи, выработку генетической грамотности, на знакомство с профессиями, связанными с основами генетики.
Особенность этого курса заключается в том, что он широко знакомит учащихся со злободневными вопросами планирования семьи в наше время.
Актуальность программы заключается в том, что благодаря НТР увеличивается уровень наследственных заболеваний. В последние десятилетия человечество тесно соприкасается с чуждыми для него химическими веществами, излучениями бытовой техники, радиацией. Кроме того, развитие медицины способствует накоплению и распространению дефектных генов.
Данный курс поможет правильно выбрать профиль обучения для старшеклассников.
Курс рассчитан на 34 часа; содержит лекции, практические занятия решением генетических задач, работы над тестами, оставление родословной семьи, просмотр видеофильмов, составление презентаций, показ слайдов, учебную экскурсию в перинатальный центр ЧР, проведение зачета.
Цель: формирование генетической грамотности у будущего поколения как один из этапов знакомства с профессиями.
Задачи курса:
1. Расширить знание учащихся по разделу генетики в курсе биологии.
2. Оказать помощь по комплексному осмыслению естественнонаучного цикла.
3. Заинтересовать выбором естественнонаучного профиля будущей профессии.
4. Помочь учащимся осознанно усваивать учебный материал и применять знания в дальнейшей жизни.
5. Ознакомить будущее поколение с возможностями и методами планирования семьи.
6. Ознакомить учащихся с наследственными заболеваниями характерными для Чувашии.
Учащиеся должны знать:
- значимость здоровья для полноценной жизнедеятельности человека.
- основные закономерности наследственности. - основные закономерности изменчивости.
- факторы риска проявления наследственных заболеваний.
- знать о функциях и возможностях перинатального центра.
Учащиеся должны уметь:
- решать генетические задачи на применение законов Менделя.
- составлять родословные семей.
- воспользоваться возможностями прогнозирования и предупреждения наследственных заболеваний.
Ожидаемый результат: генетическая грамотность и компетентность учащихся в вопросах планирования семьи.
Структура программы
№ темы курса |
Название темы курса |
Количество часов ч |
|
Введение. Наука генетика. |
2 |
1 |
Основные закономерности явлений наследственности |
14 |
2 |
Основные закономерности явлений изменчивости |
4 |
3 |
Генетика человека |
12 |
|
Зачет |
2 |
Содержание программы:
Введение (2ч)
Генетика-наука о наследственности и изменчивости, ее цели и задачи. История развития генетики как науки. Великие ученые-генетики мира и России.
Тема №1. Основные закономерности наследственности.
Современное представление о гене. Строение гена. Моногибридное, дигибридное, полигибридное скрещивания. Гибридологический метод. Фенотип. Генотип. Гибрид, аллельные гены. Правила чистоты гамет. Гетерозигота. Гомозигота. Чистые линии. Цитологические основы законов Менделя. Анализирующие скрещивания. Полное и неполное доминирование. Наследование по типу множественных аллелей. Взаимодействие неаллельных генов: Комплементарность и эпистаз. Полимерия и плейотропность. Наследование сцепленных генов. Закон Моргана Генетика определения пола. Сцепленное с полом наследование.
Тема №2. Основные закономерности изменчивости. Виды наследственной изменчивости: комбинативная и мутационная. Виды мутационной изменчивости: генеративная, соматическая, хромосомная, геномная, генная. Мутагенные факторы.
Тема №3. Генетика человека. Стандартный набор хромосом человека. Генетические карты. Методы генетического исследования человека: генеалогический, близнецовый, биохимический, цитогенетический. Родословная. Аутосомно-доминантное, аутосомно-рецессивное наследование. Сцепленное с полом наследование. Хромосомные болезни и их предупреждение. Семейно-наследствнный эритроцитоз. Последствия родственных браков. Возможности планирования пола будущего ребёнка. Служба перинатального центра.
Зачет
Составление родословной семьи с прослеживанием наследования 1-2 признаков и ее защита.
Учебно-тематический план
№ п\п |
Тема |
Форма проведения |
Кол-во часов |
|
Введение |
|
|
1 |
Генетика-наука о наследственности и изменчивости |
Лекция с использованием мультимедийных технологий. |
1 |
2 |
История развития генетики. |
Лекция с использованием мультимедийных технологий. |
1 |
|
Основные закономерности наследственности |
|
1 |
3 |
Современное представление о гене. Организация генома. Строение гена эукариот. |
Лекция с использованием наглядных материалов. |
1 |
4 |
Гибридологический метод. Основные понятия и термины. |
Лекция с элементами беседы |
1 |
5 |
Моногибридное скрещивание. Единообразие гибридов первого поколения. Первый закон Менделя. |
Лекция с примерами решения задач |
1 |
6 |
Решение задач на применение первого закона Менделя |
Ррешение задач |
1 |
7 |
Расщепление признаков во втором поколении. Второй закон Менделя |
Лекция с примерами решения задач |
1 |
8 |
Решение задач на применение второго закона Менделя |
Решение задач |
1 |
9 |
Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание |
Лекция с примерами решения задач |
1 |
10 |
Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Полигибридное скрещивание. |
Лекция с примерами решения задач |
1 |
11 |
Решение задач на применение третьего закона Менделя |
Решение задач |
1 |
12 |
Наследование по типу множественных аллелей. Наследование группы крови и резус фактора. |
Лекция с примерами решения задач |
1 |
13 |
Взаимодействие неаллельных генов: Комплементарность и эпистаз. |
Лекция с элементами беседы |
1 |
14 |
Взаимодействие неаллельных генов: полимерия и плейотропность. |
Лекция с элементами беседы |
1 |
15 |
Сцепленное наследование признаков. Закон Моргана. |
Лекция с элементами самостоятельной работы |
1 |
16 |
Генетика определения пола. Сцепленное с полом наследование. Тестирование. |
Лекция с примерами решения задач, контрольное тестирование |
1 |
|
Основные закономерности изменчивости |
|
|
17 |
Комбинативная изменчивость. |
Лекция с использованием наглядных материалов |
1 |
18 |
Мутационная изменчивость. Геномные, хромосомные и генные мутации. |
Лекция с использованием наглядных материалов |
1 |
19 |
Лекция с использованием наглядных материалов |
Лекция с использованием наглядных материалов |
1 |
20 |
Лекция с использованием наглядных материалов |
Лекция. Контрольное тестирование |
1 |
|
Генетика человека и планирование семьи |
|
|
21 |
Стандартный набор хромосом человека. Генетическая карта. |
Лекция с элементами беседы |
1 |
22 |
Методы изучения наследственности человека. Генеалогический метод. |
Лекция с элементами беседы |
1 |
23 |
Правила составления родословных. Определение характера и типа наследования признаков по родословным |
Лекция с элементами самостоятельной работы |
1 |
24 |
Близнецовый метод изучения наследственности человека. Однояйцовые и разнояйцовые близнецы. |
Лекция с использованием мультимедийных технологий |
1 |
25 |
Цитогенетический метод изучения наследственности человека. Хромосомные болезни. |
Лекция с использованием мультимедийных технологий |
1 |
26 |
Биохимический метод изучения наследственности человека. Ферментопатии человека. |
Лекция с демонстрацией в/ф |
1 |
27 |
Популяционно-статистический метод изучения наследственности человека. Последствия близкородственных браков. |
Лекция, презентация слайдов по теме |
1 |
28 |
Предупреждение и лечение некоторых наследственных болезней человека. |
Лекция с примерами решения задач |
1 |
29 |
Медико-генетическое консультирование. Планирование семьи и предупреждение наследственных заболеваний. |
Сюжетно-ролевая игра. Презентация слайдов по теме |
1 |
30 |
Наследственные заболевания Чувашии. Семейно-наследственный эритроцитоз. |
Лекция, презентация слайдов по теме, решение задач, тестирование. |
1 |
31 |
Экскурсия в перинатальный центр ЧР |
Экскурсия |
1 |
32 |
Профессии, связанные с основами генетики |
Лекция |
1 |
33-34 |
Составление родословной семьи с прослеживанием наследования 1-2 признаков. |
Зачет в виде защиты родословной семьи |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Список рекомендуемой литературы для учеников:
1. Боринская С.А. Человек и его гены.//Биология в школе. 2001.-№4. С. 5-11.
2. Борисова Н.В. Материалы по национально-региональному компоненту в курсе биологии, 2006 (рукопись)
3. Герасимова Н.С. Задачи по генетике человека.// Биология в школе.2000.-№2.С 57-61.
4. Горелова Р.И. Молекулярные основы наследственности.// Биология в школе. 2006.-№4.С 45-49.
5. Гуляев Г.В. Генетика и селекция растений. М.:знание,1972. №1Серия «биология».
6. Киселева З.С., Мягкова А.Н. Генетика: учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 10 классов. М.: Просвещение, 1983.
7. Рувинский А. О. Общая биология. 10-11 Кл. М.: Просвещение, 2001.
8. Сергеева В.Е Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. Чебоксары: издательство Чувашия, 1995.
9. Соколовская Б.Х. 100 задач по генетике и молекулярной биологии. Новосибирск: Наука, 1971.
10. Шишкин С.С. Генетика на рубеже веков.// Биология в школе. 2000.-№4. С.3-7.
Список тем рефератов для учащихся:
1. Значение генетики в современной жизни.
2. Планирование семьи.
3. Роль генетики в трансплантологии.
4. Морально-нравственные аспекты клонирования.
5. Профилактика наследственных заболеваний.
6. Трансгенные продукты и последствия их употребления.
7. Роль мутагенных факторов в развитии наследственных заболеваний.
8. Перинатальные центры в современном обществе.
Список исследовательских работ для учащихся:
1. Определение типа наследования цвета волос генеалогическим методам.
2. Определение типа наследования цвета глаз генеалогическим методам.
3. Определение типа наследования веснушек генеалогическим методам.
4. Определение типа наследования роста человека генеалогическим методам.
5. Определение конкордантности признака близнецовым методом.
6.Определение влияния окружающей среды на онтогенез близнецовым методом